Церемония состоялась на полях Восточного экономического форума во время презентации новых перспективных проектов Дальнего Востока. При запуске проекта на полную мощность также присутствовали Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков и Губернатор Приморского края Олег Кожемяко.
В 2023 году специализированный угольный терминал морского порта «Суходол» начал свою работу в режиме пуско-наладочных работ. Сейчас, отработав все технологии, объект готов выйти на проектные показатели перевалки – 12 миллион тонн угля в год. Реализация проекта стала возможна благодаря партнерству ВЭБ.РФ и ВТБ в рамках Фабрики проектного финансирования. Объем вложенных инвестиций составил 63 млрд рублей.
В режиме видео моста с территории терминала Президенту России представили созданную с нуля инфраструктуру и новейшее оборудование, соответствующее самым высоким стандартам стивидорного бизнеса. Порт отвечает всем требованиям экологичной перевалки угля, выбросы угольной пыли минимизированы за счет высоких ветрозащитных стенок, выполненных по спецзаказу и закрытых конвейерных лент. Весь процесс движения груза на терминале автоматизирован.
По словам генерального директора морского терминала Сергея Кропотова, на территории порта установлено новейшее погрузочное оборудование с общей производительностью обработки угля до 7 тысяч тонн в час, построена и сдана в эксплуатацию собственная железнодорожная инфраструктура и энергетическая станция.
«Терминал предоставляет комплексную услугу по приёму угля с железнодорожного транспорта, очистке от примесей, хранению и погрузку на морские суда. Проектная мощность перевалки угольного терминала составляет 12 млн тонн с возможностью последующего увеличения до 20 млн тонн в год. На данный момент все готово для выхода на проектные показатели», – отметил он, спросив разрешения у Президента Российской Федерации о выходе терминала на полную мощность.
Владимир Путин дал разрешение на увеличение перерабатывающей способности морского терминала до 12 млн тонн.
«Поздравляю вас! Я посмотрел, оборудование у вас современное и практически пыли не появляется в окружающей среде. Это сейчас очень важно и востребовано. Важная составляющая всей конструкции – программное обеспечение. Нужно подумать и министерству промышленности, где размещать заказы подобного рода на своих собственных предприятиях. Всего самого доброго, успехов», – заявил Владимир Путин, просматривая на видеозаписи процесс переворота вагона на СРВ.
По словам Юрия Трутнева, «Суходол» успешно воспользовался возможностями, которые дает преференциальный режим Свободного порта Владивосток.
«Это позволило проект реализовать в более короткие сроки и оптимизировать бизнес-модель. И сейчас Порт востребован среди угольных компаний, отправляющих свою продукцию в страны АТР. При этом, в ближайшее время предполагается диверсификация работы и увеличение грузооборота порта за счет перевалки импортных грузов», – сказал Полпред.
Глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков выразил уверенность, что новый морской хаб станет гарантом логистической доступности и четкости для многих промышленных предприятий Дальнего Востока.
«Восточный экономический форум с первого года его проведения стал главной площадкой для запуска масштабных проектов, направленных на развитие дальневосточных регионов. И открытие нового морпорта – достойное продолжение этой традиции. Общий объем капитальных вложений в проект составил 53,3 млрд рублей. Современной высокотехнологичной инфраструктурой порта занято 197 га прибрежной территории. Уверен, что новый морской хаб станет гарантом логистической доступности и четкости для многих промышленных предприятий Дальнего Востока», – отметил министр.
Председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов: «ВЭБ.РФ свою функцию как институт развития выполнил в полном объеме, предоставив финансирование на первых этапах реализации проекта. Это наиболее сложный этап для любого крупного капиталоемкого инфраструктурного проекта.
Всего ВЭБ.РФ принимает участие в реализации 6 проектов портовой инфраструктуры общей стоимостью 408,4 млрд рублей и объемом участия– 96,3 млрд рублей. Также на стадии рассмотрения находится 3 проекта общей стоимостью, превышающей 150 млрд руб. и объемом участия ВЭБ.РФ – 29,3 млрд рублей».
Президент – председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин: «Создание и модернизация транспортной инфраструктуры - одна из сильных сторон группы ВТБ. Мы - крупнейший инвестор в порты, объем финансирования таких проектов - а это 90 млн тонн перевалки, строгие экологические стандарты, новые рабочие места - достиг 200 млрд рублей. ВТБ стал основным кредитором Суходола, в дальнейшем мы рассматриваем возможность масштабирования проекта, в том числе за счет перевалки других грузов. Помимо уже реализованных проектов в портовой инфраструктуре, мы активно участвуем в проработке новых проектов. Рассчитываем, что они позволят диверсифицировать грузовую базу и будут способствовать развитию новых транспортных коридоров во всех ключевых бассейнах, в том числе на Дальнем Востоке».